Ермакова Динара Петровна, преподаватель второй квалификационной категории ГБПОУ РМ «Темниковский сельскохозяйственный колледж»


Тема: «Развитие нетрадиционных форм обучения»

В ГБПОУ РМ  «Темниковский сельскохозяйственный колледж» (ранее ПУ17) работаю 19 лет.

В последнее время в обществе вырос интерес к изучению иностранных языков. Нетрадиционные формы уроков    направлены на активизацию познавательной деятельности обучаемых, формирование у них интереса к учению, на усиление в обучении творческого начала.  В  ГБПОУ РМ «Темниковский сельскохозяйственный колледж»  зачисляются без сдачи вступительных  экзаменов. К сожалению , контингент учащихся  с низким уровнем успеваемости и обучаемости.

Использование нетрадиционных  форм обучения позволяет  активизировать интерес обучаемых к иностранному языку.

Периодически  проводятся  открытые уроки и внеклассные мероприятия по иностранному языку. Проводятся нетрадиционные уроки , такие как:

-урок-исследование;

-урок-конкурс;

-урок-экскурсия;

-урок-КВН;

-урок-игра;

-урок-интервью;

-урок –«за круглым столом»;

-урок-портрет;

-урок-смотр (например  чтецов) (чтецов стихов).

Учебный процесс, проходя именно таким образом,  значительно лучше усваивается  обучаемыми. Даже самые «нерадивые» ученики с большим интересом начинают участвовать на подобного рода мероприятиях.  Помимо того,  что урок  или мероприятие проходит интересно, ярко, познавательно, с музыкальными сопровождениями, учащиеся очень много нового узнают об истории, культуре и быте немецкого народа и Германии в целом. Данная работа по иностранным языкам необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранных языков, для развития творческих способностей обучаемых. Нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия дают учащимся возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в изучении иностранного языка.

Целямипроведения  нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий являются:

-        усилить мотивацию к изучению немецкого языка,

-        способствовать практическому владению речевой деятельностью,

-        увеличивать активный языковой запас учащихся;

-        стимулировать в целом их интеллектуальную и языковую активность,

-        расширять общий кругозор студентов,

-        повышать их культурный уровень,

-        развивать творческие способности студентов.

На занятиях по немецкому языку учитывается воспитательный аспект.

Немецкий язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы создаем не только образованного человека, но и воспитываем личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

Процесс обучения построен на коммуникативной основе с ориентацией на личность учащегося формирует у обучаемого широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования.  Поэтому процесс овладения немецким языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учащихся.

Основной целью обучения немецкому языку является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Цели воспитательного компонента заключаются в следующем:

·         в формировании у обучаемых уважения и интересов к культуре и народу немецко-говорящих стран;

·         в воспитании культуры общения;

·         в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

·         в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Согласно целям и содержанию обучения немецкому языку, можно сделать вывод, что воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения немецкому языку.  Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность немецкого языка заключается в его воспитательном потенциале. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической  чертой  занятий по  немецкому  языку.  Воспитательные возможности заключены в трех сторонах занятия. Прежде всего, в содержании используемых материалов, далее в методической системе обучения и, наконец, в личности преподавателя и его поведении.

Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на занятиях по немецкому языку, затронуты, практически, все стороны жизни. У немецкого языка как учебного предмета есть особенность: на наших занятиях мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Учащийся не просто рассказывает о чем-то, он пытается высказать свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание человека проникает воспитательное воздействие. Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только при его условии можно эффективно осуществлять воспитательное воздействие на обучаемого.

Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Воспитание личности предполагает:

1.      развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;

2.      формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;

3.      формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);

4.      усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);

5.      развитие эстетических взглядов;

6.      развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;

7.      развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.

Все эти задачи, в принципе, решаются учебным предметом «Иностранный язык».

Таким образом, при обучении немецкому языку возникают безграничные воспитательные возможности, так как немецкий язык используется как средство для приобщения к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Это происходит с помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов), которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию.  Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении немецкому языку использую почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством.

Таким образом, изучая иностранный язык, учащийся узнает культурно-исторические особенности страны изучаемого языка. Культура общения участника коммуникации выходит на совершенно иной, более высокий уровень, который требует от него

-        терпимости к непохожести собеседника;

-        уважения к культуре партнёра по общению;

-        принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;

-        преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры;

-        проявления интереса к собеседнику и его стране;

-        открытости новому и неизвестному.

Чтение текстов на немецком языке предоставляет огромные воспитательные возможности, так как немецкий язык используется как средство для приобщения студентов к духовной культуре других народов. Немецкий язык открывает студентам непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует любовь к своему Отечеству. И поэтому немецкому языку отводится существенная роль в плане формирования личности, человека культуры. Иностранный язык как  учебный предмет располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств человека.

Обучение немецкому языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения немецкого языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов. Это создает плодотворную почву для высокого интеллектуального и  социокультурного уровня развития  учащихся.

Мной разработаны рабочие программы учебной дисциплины «Немецкий язык», входящие в профессиональные образовательные программы по всем специальностям в  ГБПОУ РМ «Темниковский сельскохозяйственный колледж». Дидактический и методический материал подбирается, пополняется и применяется соответственно используемому УМК

Целью моей работы в обеспечении личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в области преподаваемой дисциплины. Задачами в свою очередь являются:

-        Направление педагогического мастерства на достижение высокого качества и эффективности обучения через личностно-ориентированный подход;

-        Обеспечение внедрения новых педтехнологий в обучение и воспитание учащихся ;

-        Работа по профильной подготовке учащихся;

-        Разнообразие форм методической работы;

-        Повышение качества проведения занятий;

-        Внедрение в образовательный процесс Интернет-ресурсов.

Непрерывность повышения квалификации преподавателя подразделяется на отдельно взятые пункты:

-        самообразовательная  работа (реферат, доклад, творческий отчет);

-        чтение методической, педагогической и предметной литературы;

-        обзор в Интернете информации по теме;

-        посещение семинаров,  конференций, занятий коллег;

-        дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

-        систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

-        проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

-        изучение информационно-компьютерных технологий;

-        общение с коллегами  в Интернете.

Применяемые мной формы самообразования:

1.     индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

В соответствии с этим единая система непрерывного педагогического образования складывается из пяти взаимосвязанных циклов:

·    профессионального самоопределения преподавателя;

·   профессиональной самоорганизации;

·    научно - педагогического становления;

·   научно-педагогического самосовершенствования;

·   инновационно - педагогической самореализации.

Изучение языка не всегда продвигается успешно. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом в работемоей  является использование ТСО (песенки, рифмовки, паузы, физкультминутки, музыкальные паузы. Например, при изучении темы «Литература» учащиеся могут прослушать стихотворение И.В. фон Гете в близкой для них интерпретации. И итогом изучения каждого раздела являются проектные работы. Применение проектной методики повышает интерес студентов к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на учащегося А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

На всех занятиях  стараюсь создать атмосферу доброжелательности, внимательного отношения  друг к другу.

В течение работы в  ГБПОУ РМ «Темниковский сельскохозяйственный колледж» (ранее ГБОУ РМ НПО ПУ17) принимаю участие в работе педагогических советов, в семинарах, на заседаниях методических комиссий.

В ноябре 2009 года выступила с вопросом «Использование дифферинцированого метода обучения на уроках иностранного языка» В октябре 2010 года выступила на заседании методической комиссии с докладом на тему «Духовно-нравственные основы развития личности». В  январе 2014 года выступила на заседании методической комиссии с докладом «Личностный подход при формировании коммуникативной компетенции»

Стараюсь быть тактичной  в отношениях с учащимися , уделять  достаточно внимания каждому ученику, систематически контролировать  их знания.

Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям:

тематические родительские собрания.

индивидуальная работа с родителями.