Шибалин Александр Григорьевич, преподаватель первой квалификационной категории Теньгушевского филиала ГБПОУ РМ «Темниковский сельскохозяйственный колледж»

 

Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся к изучению предметов профессионального цикла, как условие для качественной подготовки специалистов»

Условия возникновения и становления опыта.

В Теньгушевском филиале ГБОУРМ СПО(ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж» работаю 28 лет. По статистике за последние 5-6 лет в училище идут учиться те ребята, которые в школе в 11 классе не смогут сдать ЕГЭ. Из этого можно сделать вывод: какой контингент, каковы его общеучебные знания и умения. У многих из них снижен интерес к обучению.  В этом году со сниженным интересом к обучению пришло обучаться 50% обучающихся. Наша задача способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся в целом, т.е. на любом предмете ООД и профцикла. В филиале имеется компьютерный класс, копировальная техника, сканеры, медиатека, кабинеты с компьютером и видеопроектором у преподавателя, есть у всех компьютеров выход в Интернет. Это позволяет проводить уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий.

У многих обучающихся отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности обучающихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи преподавателя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования обучающихся, побуждающим к творческому поиску. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Актуальность и перспективность.

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по подготовке специалистов. Правила дорожного движения объективно является одной из самых важных дисциплин при подготовке водителей автомобилей и трактористов-машинистов. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся.  
Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у обучающихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у обучающихся сформировано положительное отношение к учению. Есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. И моя задача в том, чтобы развивать у обучающихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Теоретическая база.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У обучающегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения. Вот почему активизация учебно-­познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение. Каковы же принципы активизации познавательной деятельности.

1. Принцип проблемности. В качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике.

2. Принцип взаимообучения. Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

3.Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: · состав группы, · адаптация к учебному процессу, · способность к восприятию нового и т.п. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

4.Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений

5.Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно­-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию. Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение. Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера (например тесты).

Технология опыта.

Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках по правилам дорожного движения.

Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи: 
1. создание на уроках условий для активизации познавательной деятельности учащихся; 
2. формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся; 
3. создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях; 
4. способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся; 
5. формирование у обучающихся способности владения различными методами познания. 
В основе моего опыта лежит идея: формирования у учащихся деятельного состояния, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках:

1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.

2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны: Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;  Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;  Рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы; делиться своими знаниями с другими;  Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно

4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа группой, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)

5. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.

6. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке). Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность. В урок я включаю:  игровой материал, конкурсы, соревнования. Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество. Дети с удовольствием решают тесты по ПДД играя, соревнуясь. Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. При объяснении нового материала практически всегда использую компьютер с видеопроектором, для чего по всем темам разработаны электронные уроки и  имеются тематические тесты. 
Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным. Очень нравится ребятам игра «Слабое звено». Во время этой игры ребята по очереди отвечают на вопросы тестов по пройденной теме, преподаватель фиксирует количество верных и не верных ответов каждого учащегося и в конце урока подводятся итоги, учащиеся, давшие наименьшее количество верных ответов «слабое звено», а  учащиеся, давшие наибольшее количество верных ответов «сильное звено». Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке. 
Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций. В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями я использую различные формы контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений, навыков является важной и необходимой частью учебного процесса. 
Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришел к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе. В своей работе для проверки знаний использую тест. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке. В своей работе я использую разные виды тестов.

ИКТ

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс мною на уроках активно используются информационные технологии. Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет преподавателю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность студентов. В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, для контроля знаний. Применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает: - экономию времени при объяснении нового материала; - представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде; - воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; - постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися. Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету. Активизация познавательной деятельности обучающихся  осуществляется не только на уроке, но и после урока. Раз в месяц провожу кружок, а так еженедельно проводятся дополнительные занятия. На дополнительные  занятии приглашаю обучающихся по группам, не усвоивших какой- то материал.

Результативность

По завершении обучения до 50% учащихся с первого раза сдают в ГИБДД теоретический экзамен по ПДД  на водительское удостоверение, а также - экзамены на удостоверение тракториста – машиниста.